ОБРАЗЫ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА: 1812 — 1912
Живопись Ильи
Путятина в интерьере Александра Таманяна
К 200-летию
заключения договора Священного союза 1815 года
и к 100-летию
здания театра «Стрела»
Открытие выставки 8 марта в
16.00. Адрес: Театр «Стрела» г. Жуковский, ул. Кирова, 3. Проезд: от станции
"Отдых" Казанской ж/д - маршрутные такси № 2, 6, 12, 17;
от м. Выхино - автобусы № 424,
478; маршрутные такси "Жуковский", "Раменское"
***
У этой выставки есть предыстория
празднования юбилеев, но по прошествии трех лет она снова оказывается
юбилейной.
К 200-летию Отечественной войны 1812 года и 250-летию указа о вольности русского дворянства Научная библиотека
Российской академии художеств и Общество изучения русской усадьбы провели
выставку живописи Ильи Путятина и игрушек Яны Ленгиной: «Суханово — усадьба
князей Волконских. Текстильная игрушка в русской усадьбе»: http://issuu.com/euggeo/docs/announcement1a Здесь была сделана попытка объединить
художественные средства живописи и прикладного искусства для воссоздания «духа»
русской усадьбы эпохи ампира 1810-х — 1820-х годов.
Наша выставка проходит в
юбилейный год подписания договора Священного союза (1815), когда три
европейские монархические державы: Россия, Австрия и Пруссия, - после окончательной победы над
Наполеоном и смутой французской революции старались
заложить основы мира и
стабильности развития европейских народов. После всех ужасов этой первой
«всеевропейской» войны стало ясно, насколько важно сохранять государственный
порядок в обществе, подкрепленный культурными и духовными традициями.
В художественном отношении стиль позднего классицизма, который часто
называют ампиром (стилем империи), стал очень важным объединяющим началом для
европейских стран и для всей Российской империи, созданной еще Петром I в начале XVIII века. Русский ампир в реальности
был на сто лет старше ампира французского, появившегося с утверждением
наполеоновской империи и ориентировавшийся не только на образы древнеримские и
древнеегипетские, но и на искусство русского классицизма, ставшее к началу XIX века
утонченно-археологическим.
У нас почти не было своей античности, но
представления о культурном единении в русском народе потомков скифов с
греками-византийцами стали смысловой основой развития русского классицизма на
протяжении всего XVIII и
первой половины XIX века.
В начале века двадцатого, когда
отмечалось столетие Отечественной войны 1812 года уже почти забытый к тому
времени русский классицизм пережил свой второе возрождение и в архитектуре, и в
изобразительном искусстве, и даже в музыке. Теперь классицизм воспринимался как
художественный дух героического единения всех сословий и всех национальностей
русского народа в борьбе с наполеоновскими захватчиками-грабителями. На фоне
уже развившегося в конце XIX века
и любимого купечеством, промышленниками и банкирами искусства псевдо-русского
стиля и модерна, «новый» классицизм, вдохновленный русским ампиром, стал
своеобразной идеологической альтернативой буржуазному обществу потребления и
наживы.
Новые военные действия 1914 года
и спровоцированное ими разрушение Российской империи не дали развиться этому
прекрасному направлению нашего искусства. Но, к счастью, в первой половине
1910-х многое успели создать. Среди редких памятников отечественного
неоклассицизма одним из лучших и самых крупных является комплекс
санаторно-больничных зданий, построенный по инициативе Николая Карловича фон
Мекка по проекту талантливого архитектора, академика Императорской академии
художеств — Александра Таманяна.
Академик архитектуры Александр Оганесович ТАМАНЯН (1878-1936) |
Сегодня в главном здании, очень
похожем на дворцовую резиденцию, находится театр «Стрела». Мы счастливы
представить выставку, посвященную русскому ампиру в здании, построенном к
столетнему юбилею его расцвета. В настоящее время мы можем отметить и столетний
юбилей здания театра «Стрела», вспоминая двухсотлетний путь русского ампира.
Выставка была специально расширена
для экспонирования в прекрасно сохранившемся бальном зале с колоннами,
построенном по образцам залов императорских резиденций Екатерины II и зала Охотничьего клуба в
Москве, который помещался во дворце Шереметевых на Воздвиженке (ныне здание
Кремлевской больницы).
***
Интерьер театра «Стрела» - «архитектурный фон» выставки - сам является подлинным шедевром русского классицизма начала XX века, бережно сохраненным сотрудниками Летно-Исследовательского Института при переоборудовании его под клуб в 1950-х.
Выставка подготовлена при
поддержке Жуковского Благочиния (Пантелеймоновский приход), кафедры Истории
архитектуры Московского архитектурного института, фонда Российской дворянской
культуры, студии свободного танца и галереи «Ветвь» (Москва-Бремен).
Дмитрий Черниговский
историк, искусствовед
фото: Ольга Ярошевская
***
На открытии выставки запланирован концерт пианистов: лауреата международных конкурсов Татьяны Веретенниковой и Николая Воронова. В программе музыка Ф. Шопена, П. Чайковского, А. Шнитке. Предполагается презентация книги Татьяны Веретенниковой «Шопен. Повелитель звуков»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/6860692/ Книгу можно будет приобрести (300 р.).
Кроме этого будет представлен
коллективный научный труд «Палладио и классическая традиция», в котором впервые
опубликованы две о классических памятниках архитектуры Жуковского: о зданиях
архитектора А. Таманяна и о кинотеатре «Родина» - Доме ученых ЦАГИ (архитектор
З. Брод). Эти памятники гармонично вписываются в вековые традиции классической
архитектуры, которые рассматриваются в книге: http://ararchiv.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html
Стоимость книги 600 р.
* * *
Адрес театра «Стрела»:г. Жуковский, ул. Кирова, 3.
Проезд: от ст. "Отдых" Казанской ж/д
маршрутки № 2, 6, 12, 17;
от м. Выхино - автобусы № 424, 478; маршрутки "Жуковский", "Раменское"
маршрутки № 2, 6, 12, 17;
от м. Выхино - автобусы № 424, 478; маршрутки "Жуковский", "Раменское"
No comments:
Post a Comment