Георгиевская лента

Георгиевская лента

May 12, 2013

"Этюды интерпретации архитектуры эпохи классицизма"

С. Кузнецов

И. Путятин. "Этюды интерпретации архитектуры эпохи классицизма". 2013. 

Вместо рецензии

(публикуется в авторской редакции)

11.05.2013
        
Сергей КУЗНЕЦОВ
И. Е. Путятин, известный историк архитектуры,  продолжает удивлять   своей плодовитостью. Едва мы успели привыкнуть к его новому статусу доктора искусствоведения после защиты диссертации «Русская церковная архитектура эпохи классицизма. Идеи и образы» (2011), появившейся почти сразу  после выхода двух  книг «Кваренги и Львов: Рождение образа храма русского ампира» (2008) и «Образ русского храма и эпоха Просвещения» (2009), как в начале этого года свет увидело новое издание под названием  «Этюды интерпретации архитектуры эпохи классицизма».   Название  как будто подразумевает отсутствие   сквозной темы, которая между   тем видна и, кажется, следовало сделать некоторое усилие, чтобы поменять сборник на монографию, жанр которой представляется мне всегда более  предпочтительным в виду цельности замысла и присутствию, так или иначе, сюжета.   К трем   главам-статьям (об «Альбоме церквей» из ГНИМА, об усадьбе Н.А. Львова Никольское-Черенчицы и о путешествии И. В. Гете в Италию) добавлено  приложение   о влиянии Парфенона на русское церковное строительство, которое по неизвестной причине лишено статуса этюда. Между тем, оно, а также две первые работы  связаны между собой не только стилем и эпохой, но и личностью выдающегося архитектора, который по понятной причине отсутствует в третьем разделе.  А мог бы быть там в угоду сюжету, который, правда, мой, а не И. Е. Путятина.

   Первая статья  посвящена обзору и анализу уже исследовавшемуся,  но не полностью прочитанному собранию из Музея архитектуры имени А. В. Щусева, и 
развивает мысли  автора из книги «Образ храма русского ампира». Там она является первой частью третьей главы, посвященной образцовым проектам храмов, их генезису и бытованию.   Темпорологическая игра, как называет автор свои упражнения в иконологии а ля Панофский, безусловно,  визитная карточка и конек Путятина-исследователя. Мы отмечаем это при абсолютно новой интерпретации усадьбы «Знаменское-Раек», к которой он обращается попутно, но именно этим и создавая «львовское кольцо», которое уже было отмечено. Как же он увидел знаменитый памятник?  «Генеральский усадебный дом оказывался как бы обстроенным вокруг древнего храма Геракла – античного покровителя воинов и аллегорического персонажа, олицетворявшего в эпоху Просвещения доблесть, честь и, как и в раннехристианские времена, – героизм добродетели». Другой вывод, сделанный после рассмотрения  восьмихорного»   или  «восьмигранного»  храма    гласит: «внешне простая ротонда с прямоугольными окнами и двухколонными портиками-эдикулами, форма очень распространенная в русской церковной архитектуре эпохи классицизма, воспринималась образованными архитекторами и паломниками (путешественниками) как часть древнехристианского наследия Рима». Таким образом, исследователь рассматривает всю церковную архитектуру русского  классицизма как  постантичную.

Вторая часть книги посвящена    подробному рассмотрению двух из важнейших сооружений усадьбы архитектора – церкви-усыпальницы и погреба-пирамиды. Здесь автор предстает перед нами не только как исследователь, но как страстный защитник архитектурного наследия (каким он действительно и является). Ранее широко известен стал  его доклад на XVII Международных образовательных Рождественских чтения    «Надо ли разрушать церковь-усыпальницу архитектора Н. А. Львова?».      Рассуждая о Воскресенской ротонде-усыпальнице в Никольском-Черенчицах в связи с образом солнца, Путятин приходит к выводу о том, что  надо основываться на том, что её положение в усадьбе находилось там, где восходило физическое солнце. И называть эту церковь «храмом солнца» естественно в смысле указания на Христа в символическом образе «Солнца правды», отражённом в поэтическом тексте тропаря Рождеству Христову. Известно, что слухи о масонской характере постройки воспрепятствовали ее воцерковлению, если можно так выразиться.
Сохранившиеся первоначальные росписи верхней камеры пирамиды в Никольском дают автору ключ к расшифровке значения   павильона. Нижний подземный ярус, по его мнению,  сделан по образцу этрусских гробниц-тумулусов с входными коридорами-дромосами. Вход в дромос обрамлен аркой из диких камней, а со стороны дома дикие камни даже вздымаются из-под земли проявляя существо основания гладкой белой пирамиды. Средняя камера, находящаяся в теле пирамиды, явно напоминает о римских гробницах (в частности, о пирамиде Цестия республиканского времени) с арочными нишами loculi для помещения саркофагов или урн. Тогда как верхняя камера  навеяна впечатлениями от раннехристианских гробниц в катакомбах, исторически принадлежащих к Новой эре, т.е. находящихся в другой системе отсчета времени. В контексте исторических и символических смыслов эпохи Просвещения   павильон-погреб   оказывается воображаемой гробницей европейской  культуры и являет ее историческое восхождение  от первоначального темного, неотесанного  состояния через культурные и научно-технические достижения цивилизации к высшему свету духовной жизни. Ее реальным образом  ученый видит в  поставленной   на холме по другую сторону от усадебного дома Воскресенской церкви-ротонде, которая является уже не воображаемой, но настоящей гробницей владельца усадьбы и его потомков.

Заключительный раздел издания знакомит нас с   путешествием Гёте в Италию в 1786-1788 годах  (в основном, это фрагменты текста его записок, где упоминаются памятники Палладио). Перед нами рассказ о том, как великий зодчий исправил готический вкус знаменитого поэта.  «Палладио показал мне … путь ко всем искусствам и к самой жизни» - восклицает Гете, который переходит в «классическую веру» - стилю, который «ничего общего не имеет с нашими готическими украшениями — нахохленными святыми на консолях, взгроможденных одна над другой, с нашими колоннами, смахивающими на курительные трубки, с остроконечными башенками и зубчатыми цветочными гирляндами,— от них я, слава богу, избавился на веки вечные!». Так, или почти так мог говорить Львов, который побывал в благословенной стране в 1781 году и появляется вновь  в тексте   доклада об образе Парфенона, прочитанном  на конференции    «Античное наследие в европейской культуре XVIII века»   в Останкино в 2010 году.  При всей разности фигур, два паломничества   сближает/cоединяет между собой Палладио.
Русские архитекторы стали применять дорический ордер без баз в церковных постройках, связанных с «Греческим проектом». Например, Софийский собор в Царском Селе получил вполне «греческие» портики, с весьма массивным антаблементом и низкими фронтонами, очень похожими на древнегреческие храмы классической эпохи.   Более «археологизированный» ордер   представил Н.А. Львов во внешнем оформлении Иосифовского собора в Могилеве. Несмотря на известное авторское сравнение этого собора с «храмами пестумскими»,  его ордер, как утверждает автор, ближе к памятникам Афин: Парфенону, Пропилеям и храму Гефеста. Исходя из этого он заключает, что храм для русского классицизма (и, в частности, для сакральных зданий) стал визуальным образцом архитектурной добродетели. По мнению Путятина, именно этими идеями руководствовался Н.А. Львов, подавший будущему президенту Академии художеств А.Н. Оленину идею для заставки к оде «Царевне Фелице» Г.Р. Державина. Молодая женщина в длинном платье с покрывалом на голове левой рукой помогает маленькому мальчику, взбирающемуся за ней на гору, а правой – указывает цель их восхождения – греческий дорический храм, на фронтоне которого начертано: «К безсмертию». Что же. Бессмертия желает  любой, кто пытается распространять  свои мысли  посредством книг, но лишь лучшие работы переходят из поколения в поколение.  Представляемый здесь   том, полагаю, останется в доступности, ибо вписывается в ряд занимающих И. Е. Путятина раздумий над судьбами русского храмового классицизма.   Связующая едва ли все, в любом случае не только собранные в «Этюды…» сочинения нить - это, без сомнения,   Н. А. Львов как некий создатель, наряду с Дж. Кваренги, В. И. Баженовым и М. И. Казаковым, этого храмового классицизма. Хотя многие исследователи кокетливо-лениво уходят от подобной деятельности, считая ее рутинной,  в защите диссертаций, безусловно, есть смысл. Получив документальное, и статусное,  подтверждение своих научных заслуг, ученый, по крайней мере,  в первые последующие  годы производит много полезного и ценного. Новая книга доктора искусствоведения И. Е. Путятина тому подтверждение. Называя ее этюдами он хотел  сравниться с Э. Панофским  (его  «Studies in Iconology: Humanist Themes in the Art of the Renaissance» четыре года назад переведены на русский язык). Позволив себе сопоставление путешествий Гете и Львова по Италии и  назвав собрание сочинений «Храм. Классицизм. Львов», или «Античность. Палладио.   Львов»,  едва ли бы ученый проиграл. При его плодовитости у него есть как энергия для переиздания/переизданий, которые мы будем ждать. Дай ему, Бог, время и случай.

Сергей Кузнецов,
Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения
Заведующий сектором изучения истории Строгановского дворца, Русский музей.

Книгу можно приобрести в киоске Института Искусствознания. Москва, Козицкий пер., д. 5.,
тел: +7917 5019143
       +7917 5048126
e-mail: iliaczerny@gmail.com

Другие публикации С. Кузнецова:
  • Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу / Сост. С. Кузнецов. — СПб.: Б. С. К., 1995. — 77 с. — ISBN 5-88925-001-9
  • Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. — СПб., 1996.
  • Дворцы Строгановых. — СПб.: ООО «Алмаз», 1998. — 160 с.
  • Пусть Франция поучит нас «танцовать». Создание Строгоновского дворца в Петербурге и своеобразие придворной культуры России в первой половине XVIII века. — СПб., 2003. — 512 c. — ISBN 5-303-001090-1
  • Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгоновых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика Санкт-Петербурга. — СПБ.: Нестор, 2006—447 с — ISBN 5-303-00293-4
  • Дворцы и дома Строгоновых. Три века истории. — М-СПб: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2008. — 319 с — ISBN 978-5-9524-3471-4
  • Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. [Марьино]. — М-СПб: Центрполиграф, 2012. — 558 с — ISBN 978-5-227-03730-5
  • Строгоновский сад. О почти исчезнувшем памятнике. — СПб: Коло, 2012. — 304 с — ISBN 978-5-901841-94-5
  • Строгановский дворец. — СПб: Palace Editions, 2012. — 72 c — ISBN 978-593332-422-1
пер. на англ. язык. Stroganoff Palace — ISBN 978-3-86384-034-1

No comments:

Post a Comment